Когда предприятие встает на путь революционных изменений в области технического обслуживания и ремонта, всегда возникает вопрос о целесообразности инноваций – будь то применение новых методик или внедрение средств автоматизации. Пресловутые проценты экономии, некогда опубликованные западными консалтинговыми агентствами, уже набили оскомину, то и дело появляясь в презентациях различных вендоров и «автоматизаторов».
Не буду спорить о справедливости цифр, методике расчетов и применимости их к российской практике. Хотел бы обсудить ту сторону вопроса, которая часто остается в тени высоких целевых показателей. Это так называемый социоэкономический эффект от инициативы по оптимизации ТОиР - эффект от качественного изменения социума на предприятии. Этот эффект проявляется в следующих аспектах:
Культура
Любое качественное изменение на предприятии должно сопровождаться повсеместным распространением информации среди всех сотрудников, задействованных в процессах ТОиР. Тренинги, мастер-классы, семинары служат не только для развития навыков работы в соответствии с лучшими мировыми практиками, но и призваны повысить внутреннюю ценность каждого сотрудника. Как следствие, и отношение сотрудника к подконтрольному оборудованию, выполняемым функциям и инновационным движениям в целом изменяется в лучшую сторону.
Порядок, контроль, дисциплина
Любой формализованный и регламентированный процесс стимулирует к порядку, упрощает контроль и, безусловно, повышает дисциплину и отношение к выполняемым сотрудником функциям. На небольших предприятиях даже не всегда требуется для этого применения ЕАМ-решения на первых порах. Мне доводилось видеть прекрасно организованный процесс выполнения работ по заказ-нарядам на бумажных носителях. Безусловно, ЕАМ-инструменты незаменимы для качественного оперативного управления процессами, в рамках которых происходит накопление и анализ огромных массивов данных. Важно, чтобы технический персонал не рассматривал ЕАМ-инструмент, как дополнительную нагрузку, а именно как источник ценной информации, а работа с ним стала неотъемлемым атрибутом рабочего дня.
Соперничество
Дух соперничества неискореним в сознании большинства людей. Создав здоровый дух соперничества внутри подразделений можно повысить тем самым и их производительность. Основой для такого соперничества может стать ЕАМ-инструмент. Формула победы в таком соревновании будет звучать так: «Хочешь быть наравне со всеми – изучай современные методики. Хочешь развиваться сам и участвовать в развитии своего предприятия – правильно и качественно используй ЕАМ-инструмент в своей каждодневной работе. Хочешь победить – улучшай показатели эффективности». Как правильно разработать KPI, мотивирующие технический персонал – это тема для отдельного обсуждения.
Коммуникации по горизонтали
В этой области на любом предприятии найдутся резервы для улучшений. Я подразумеваю не только коммуникации между ремонтными бригадами, но и взаимоотношения между производственниками и ремонтниками. Очень важна не только оперативная передача информации между сотрудниками, но и распространение опыта и лучших практик по всему предприятию. Я вижу связующим звеном в этом виде коммуникации службу по планированию ремонтов.
Коммуникации по вертикали
Это один из самых сложных аспектов. Любые усилия руководства могут уйти в песок, если не найдут поддержки среди рядовых ремонтников. Очень важно, чтобы коммуникации сверху вниз были правильно выстроены как организационно на уровне бизнес-процессов, так и на уровне ИТ-составляющей. Служба по управлению надежностью должна быть своего рода связующим звеном на пути трансформации инициативы – от политики руководства компании к стратегии ремонтов и обслуживания, от стратегии к детальным тактическим действиям. При этом очень важно, чтобы каждый участник процессов четко понимал свою роль и вклад в общее дело.
Таким образом, социоэкономический эффект может стать одним из самых серьезных составляющих в проектах повышения эффективности ТОиР. Однако чтобы достичь этого эффекта на российских предприятиях, придется запастись терпением, а также поддержкой руководства и верой в результат.
Сергей Гореленков
Директор по развитию бизнеса
OMEGALLIANCE